Местный (муниципальный) бюджет в Москве

 

14 декабря во многих районах, включая Зюзино (в 18:30 по адресу: г. Москва, ул. Каховка, д.12Б), пройдут публичные слушания по проекту бюджета. После чего Cовет депутатов должен будет рассмотреть его и проголосовать во втором чтении. В связи с чем сел разбираться в вопросе.

 

Доходы местного бюджета в 2018 году составят 19 121 200 рублей. Почему именно столько?

По закону (глава 9 БК РФ) доходы местных бюджетов формируются из т.н. местных налогов: НДФЛ, налог на имущество физлиц и земельный налог. Бывают ещё специальные налоговые режимы и региональные налоги (сельские, например), но это не про Москву. Зато для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в ч.3 ст.79 131-ФЗ прописано исключение: доходы и вопросы местного значения определяются специальными законами субъектов РФ. В нашем случае это 56-й закон города Москвы. В обоснование этого исключения приводится формулировка «из необходимости сохранения единства городского хозяйства».

По московскому закону доходы местных бюджетов формируются фактически только из НДФЛ. Предусмотрены ещё доходы от аренды муниципальной собственности, межбюджетные трансферты и добровольные пожертвования. Но в Москве лишь у одного МО есть муниципальная собственность – танк-памятник в Щукино.

Главная хитрость в том, что нормативы отчислений от НДФЛ определяются каждый год законом о городском бюджете так, что на душу населения на каждый район приходится приблизительно одна и та же сумма в рублях. То есть реально для всех районов прописано, какой процент от НДФЛ идёт в бюджет МО (Приложение 9 закона «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»). Самый высокий норматив в 2018 году у района Восточный (население всего 13,5 тысяч, но и поступления от НДФЛ низкие) – 4,7548%, а самый низкий у Тверского – 0,0287% (в ЦАО у всех порядок такой, т.к. большие поступления от НДФЛ).
Для Зюзино это 0,8278%. Вот из них и получаются те 19 млн. Как увидим дальше, доходы подгоняются под расходы, которые жёстко ограничены. То есть в Москве просто имитируется местный бюджет путём выделения денег из городского бюджета на содержание районных советов депутатов.

 

Расходы в проекте бюджета МО Зюзино составляют ровно те же 19,1212 млн. рублей.

Из них: ~12,2 млн. (63%) на аппарат МО, ~3,3 млн. (17%) на социальную политику, 1,9 млн. (10%) на культурные и праздничные мероприятия, 1,5 млн. (8%) на образовательные мероприятия и оставшиеся ~1 млн. на информирование, взносы в СМОМ и резерв.
Примерно такая же структура расходов во всех районах Москвы. Это обусловлено нормативами обеспечения расходов – ровно под них и подгоняется минимальные доходы бюджета. Эти нормативы прописаны в Приложении 12 закона «О бюджете города Москвы…», где так и написано:
(1) на аппарат (реализацию полномочий, предусмотренных 8-й статьёй 56-го закона) в МО Зюзино полагается тратить столько-то,
(2) на оплату проездных для депутатов столько-то и
(3) на иные вопросы местного значения по 37 рублей на жителя (около 4,6 млн. в нашем случае).

Получается, что перемещение расходов внутри первых двух пунктов практически ничего не меняет за пределами кабинетов администрации. Деньги в третьем пункте можно потратить исключительно на праздники, информирование и патриотизм. Здесь есть небольшое пространство для манёвра. Информирование сейчас ограничивается сайтом (пока он довольно убогий) и печатью решений совета в Муниципальном вестнике. Наша фракция ставит задачу возобновить выпуск муниципальной газеты в достойном качестве, и деньги на неё могут быть взяты только в этой категории.

 

Итого:
– муниципальный бюджет это прописанный департаментом финансов Москвы и одобренный в МГД кусок столичного бюджета, который можно расходовать в заданных рамках, учитывая, что никакой собственности у муниципалитетов нет;
– распорядителем мун.бюджета является администрация МО (ст.26 закона №56);
– бюджет утверждается советом депутатов в двух чтениях, между которыми проходят публичные слушания.

Таким образом, у районных советов есть минимальный размер полномочий (56-й закон), для реализации которого нужен минимальный объём средств (Приложение 12 закона о бюджете города Москвы), под который подгоняется норматив отчислений из налогов в местный бюджет (Приложение 9 закон о бюджете города Москвы). Идеальная технократическая схема и полное выхолащивание местного самоуправления.

Коллеги из Коньково ещё в октябре выступили с законодательной инициативой, предполагающей увеличение норматива отчислений с НДФЛ до 5%, как это указано в 131-ФЗ для остальной страны. Надо понимать, что речь идёт о принципиальном политическом вопросе, который пока блокируется фразой о «единстве городского хозяйства». Для его решения нужна серьёзная общегородская общественная кампания, большое давление снизу. Всё-таки это довольно сложная материя для нашей примитивной политической культуры. Но, надеюсь, в текущую каденцию у независимых мундепов получится продвинуться в этом направлении.

 

Мы в Зюзино работаем над этим в том числе через издание независимой районной газеты. Сейчас заканчиваем сбор на очередной выпуск. Вы очень поможете суммой в 200-300 рублей (это газеты на 150 квартир):
карта Сбербанка 5336 6900 7696 0949 (Константин Янкаукас) либо Яндекс.Кошелек 410011453744342 (публичный аудит кошелька).

Сам скину не меньше 5 тысяч из депутатских поощрений, ради нашей газеты – читай, дела демократии – я готов затянуть пояса.

Please reload

Please reload

© «Штаб Зюзино». Район Зюзино, Москва, Россия

zuzino.shtab@gmail.com

  • YouTube-канал Штаба Зюзино
  • Штаб Зюзино в Facebook
  • Штаб Зюзино в Instagram
  • Штаб Зюзино Вконтакте
  • Штаб Зюзино в Twitter