Как успешно вести общественную кампанию против беспредела?

26.05.2020

В районе разворачивается общественная кампания в защиту сквера «Два медведя». Приятно видеть, как люди сами организуют информирование и сбор подписей, не ожидая помощи от кого-то извне. Для многих это первый протестный опыт, поэтому к нам приходит довольно много сообщений и звонков с типичными вопросами. Решил тезисно суммировать в одном месте то, о чём спрашивают и что сам выяснил на своём опыте из подобных кампаний за последние годы. Надеюсь, будет полезно. Что называется, не наступайте на наши грабли.

 

1. Не зацикливайтесь на поиске правильного адресата жалоб, писать стоит всем.

К сожалению, у нас не существует специальной верховной инстанции, в которую можно передать свидетельства и аргументы, чтобы она рассудила по справедливости. Когда происходит что-то вредное или опасное, мы обращаемся в государственные органы, которые для этого и созданы. Но что делать, когда произвол и вред исходят от самих чиновников? В таком случае нам нужно продемонстрировать социально-политические риски их антиобщественного поведения.

Например, в Москве решение о застройке принимает Правительство Москвы (а ещё точнее ГЗК), где председательствует мэр, поэтому надо помнить что мэр это не тот, кому мы жалуемся, чтобы он разрулил, а тот, на кого мы давим, чтобы он принял решение в нашу пользу. Надо сделать так, чтобы ему было выгоднее с нами согласиться, чем ругаться.

 

2. Отписки — это обычное дело, они не означают, что ничего не получается.

Было бы странно, если бы мы отправили чиновнику жалобу на его градостроительный беспредел, а он схватился за голову и со словами «что же это я натворил» принялся писать ответ с признанием своей неправоты. Наши обращения — это не выяснение истины в небесной канцелярии, а способ давления на тех, кто принимает решения. Поэтому полученные отписки это повод для ответной жалобы, а не для разочарования.

 

3. Количество обращений-жалоб важнее их качества.

На другой чаше весов у мэра застройщики и целые кланы заинтересованных чиновников, у которых всегда больше убедительных «аргументов», чем у нас. Даже если мы видим откровенные нарушения, не стоит рассчитывать, что кто-то кого-то по ним накажет, потому что мы пишем тем, кто эти нарушения сознательно допускает, а других адресатов нет (см. пункт 1).

На деле это приводит к тому, что в 99% случаев чиновники не читают наши доводы и просто откладывают обращение в стопку «против застройки». А вот толщина этой стопки имеет значение. Грубо говоря, по ней определяется приоритетность проблемы и риски.

Это не значит, что над текстом обращения можно совсем не думать, но постарайтесь проще относиться к тому, что именно там будет написано, и сконцентрироваться на расширении числа отправителей. Иногда можно зазря потерять много времени на оттачивание формулировок, под которыми в итоге никто не подпишется.

 

4. Собирать подписи сложнее, чем кажется.

Поскольку главная сила общественной кампании в её массовости, нашим важнейшим инструментом является сбор подписей. Активистам часто кажется, что всем окружающим тема кампании столь же очевидна и важна, как им самим. Поэтому иногда думают, что сбор подписей это довольно формальный процесс — надо просто бросить клич, положить в подъезде подписной лист, а на утро собрать урожай.

Такой подход может привести к чудовищному разочарованию и эмоциональному выгоранию: если из 100 ваших соседей по призыву на объявлении подписались пятеро, можно подумать, что люди вокруг отчаянны или глупы, а значит, делу труба. Но это не так.

На самом деле сбор подписей требует больших целенаправленных усилий. Сами люди подписываться массово не приходят почти никогда. Как никто не ходит, например, на выборы. Даже если человек полностью солидарен с вашей петицией, у него может не хватить мотивации оторваться от своих бытовых дел и пойти куда-то подписываться.

 

5. Шум и «пиар» — двигатель любой общественной кампании, а не препятствие.

Чтобы увеличивать массовость кампании, нам нужно дотягиваться до как можно большего количества людей и доносить до всех вокруг призыв к объединению вокруг проблемы. Это и есть так называемый «пиар»: посты в соцсетях, общение с журналистами, раздача листовок, протестные акции и пр.

Часто среди активистов появляются люди, которые просят «не бухтеть и потерпеть», потому что, по их инсайдерской информации, о проблеме узнали «на самом верху», «где надо», там уже разбираются и просят поутихнуть. Такие вбросы хороший признак — кампания доставляет боль ответственным чиновникам, и они пытаются вас заткнуть. Отсюда следует, что нужно продолжать в том же духе и ни в коем случае не снижать уровень шума.

В нашем обществе есть сильная аллергия на «пиар», но если призадуматься, то как раз из-за нашей склонности к поиску доброго начальника и нежелания самому громко заявлять о своих требованиях и приходится вести все эти общественные кампании.

 

Александр Замятин

Депутат МО Зюзино

Please reload

Please reload

© «Штаб Зюзино». Район Зюзино, Москва, Россия

zuzino.shtab@gmail.com

  • YouTube-канал Штаба Зюзино
  • Штаб Зюзино в Facebook
  • Штаб Зюзино в Instagram
  • Штаб Зюзино Вконтакте
  • Штаб Зюзино в Twitter
  • Телеграм Штаба Зюзино